Поддержать

Первый лагерь перед драфтом НБА: Лахин в порядке

Россияне за границей
НБА

Никита Голованов

29.04.2025

На прошлой неделе Виктор Лахин впервые попал в обновленный рейтинг топ-100 игроков предстоящего драфта по версии ESPN и сходу занял в нем 75 место. В превью к материалу, вероятно, самый авторитетный драфт-инсайдер США Джонатан Гивони отметил, что на перестановки в биг-борде всерьез повлиял прошедший Portsmouth Invitational Tournament (или просто PIT) — классический ежегодный 4-дневный турнир, предназначенный строго для лучших старшекурсников, завершающих карьеру в NCAA.

 

«Перехват» рассказывает, как сложился PIT для Виктора Лахина, узнает, почему среди участников не было Владислава Голдина, и подробно объясняет, что это вообще такое, если вы пока ничего не поняли.

 

Что такое PIT?

 

Portsmouth Invitational — один из старейших тренировочных кэмпов перед драфтом НБА, который проводится ежегодно с 1953 года (за вычетом ковидного 2020-го). Турнир традиционно начинается в первую или вторую среду после финальной игры «Мартовского безумия», а все игры проходят в средней школе Churchland в Портсмуте, штат Вирджиния. 

 

Составы и команды. 64 топовых выпускника NCAA получают от организаторов приглашения к участию в турнире и делятся на восемь команд по восемь человек в ростере. Каждая из этих команд спонсируется местным бизнесом. К примеру, Лахин выступал за Norfolk Sports Club, основанный в 1950 году стипендиальный фонд, чья основная задача — поддержка образовательных устремлений студентов-спортсменов в Хэмптон-Роудс (то есть конгломерата портов и якорных стоянок в устье Чесапикского залива — Портсмута, Норфолка, Вирджинии-Бич и других).

 

 

Формат. В течение четырех дней проходят 12 матчей, начиная с четвертьфинальной стадии — так как матчи за 5–8 места тоже включены в программу, каждая команда проводит по три игры. Играют по правилам НБА — турнир официально признан главной лигой мира, поэтому встречи обслуживается судьями с опытом работы в НБА и G League. Более того, ежегодно лига дает организаторам кэмпа в Портсмуте гарантию, что хотя бы пять участников лагеря будут приглашены на драфт-комбайн в Чикаго — ключевой просмотровый лагерь перед драфтом НБА в конце мая/начале июня.

 

Большая история и трудное настоящее. Организаторы лагеря — отец и сын Марти и Райан Блэйки — более чем заинтересованы в такой поддержке со стороны НБА. Лагерь, через который успели пройти Джимми Батлер, Скотти Пиппен, Деннис Родман, Джон Стоктон, Тим Хардуэй и еще 122 игрока, выбранных в итоге на драфте, в последние годы сильно просел репутационно: за последние 6 лет из участников PIT на драфте отметился лишь нынешний игрок «Бруклина» Тайриз Мартин (#51, 2022).

 

Почему не было Голдина. Клубы НБА все больше фокусируются на перво- и второгодках NCAA и заокеанском рынке, однако PIT все равно остается важной витриной — правда, в большей степени для скаутов из Европы. В разговоре с «Перехватом» это подтвердил и представитель Голдина, агент Станислав Рыжов, объяснивший, почему центровой не поехал на турнир старшекурсников, и поделившийся своим собственным опытом посещения PIT:

 

Очень интересный турнир для… европейских команд. Хотя изначально действительно задумывался как преддрафтовые смотрины лучших «сеньоров» NCAA.
 

Прежде я ездил туда регулярно — лучшего места, чтобы оценить дух «настоящей» глубинки США, найти сложно. Пара слов об антураже: городок Портсмут находится на востоке США, неподалеку от военно-морской базы, поэтому вечером там не принято вести себя вызывающе, точнее — не принято у обычных людей. Моряки же, сошедшие на сушу, по выходным регулярно проводят Дни ВДВ на американский манер. Еда — только традиционная американская. Все участники турнира, тренеры и скауты проводят вечера в классическом заведении Roger Brown’s.

 

 

Теперь к баскетболу. Как я уже сказал, в 80-е, 90-е, ранние 2000-е это был элитный турнир для «сеньоров», игроков NCAA, которые только что закончили обучение. Многие после PIT попадали на драфт. Стоит сказать, что вообще сам факт заявки на драфт до окончания колледжа прежде был чем-то из ряда вон. Но со временем турнир потерял престиж, и в кулуарах стали говорить, что если у тебя хорошие шансы попасть хотя бы во второй раунд драфта НБА, то лучше отклонить приглашение, можно только ухудшить свои шансы. 

 

С чем это связано? Сложно сказать, но меня впечатлил запредельный уровень контакта на PIT, судьи буквально разрешают играть в американский футбол. Поэтому мяч в «краску» доходит крайне редко, проще выбросить дальний или средний, пока тебя не срубил конкурент за столь желанное место в высшем обществе НБА. 
 

Зачем же я туда ездил и хочу возобновить поездки, когда наш баскетбол вернется на мировую арену? Мало кто знает, но я веду большие таблицы с короткими скаутскими отчетами увиденных игроков. И вот какие игроки попали мне на карандаш из числа хорошо известных нашим болельщикам — некоторых наше агентство в последствии привозило в Россию: Эндрю Гаудлок, Малькольм Дилэйни, Малькольм Томас, Джордан Теодор, Кайл Уимс, Алекс Янг, Раким Сандерс, Джеральд Робинсон, Ричард Соломон, Маркел Старкс, Дэвид Стоктон, Дэвион Берри, Шейн Уиттингтон, Окаро Уайт и многие-многие другие…

 

Подытоживая сказанное, если и стоит туда ехать, то игрокам задней линии и «краям». «Большие» вряд ли смогут набить там статистику — разве что показаться опытным европейским скаутам, для которых размер всегда имеет значение вне зависимости от возраста игрока.

 

 

Поэтому Влад Голдин решил, что не поедет на PIT-2025. Отбегать без мяча в матчах, где все играют плюс-минус равные минуты, а львиную долю атак забирают задние игроки — по нашему мнению, это не столько понизит шансы на драфт, сколько перечеркнет ту колоссальную работу, которую Влад проделал за 6 лет в США, превратившись в элитного большого с хорошим арсеналом.


Как проявил себя Лахин. Голдин, MVP плей-офф престижной конференции Big Ten и участник короткого списка претендентов на приз лучшему центровому NCAA, пожалуй, действительно был в положении выбирать — ехать на PIT или нет. Для Лахина же выбор был проще: неожиданный вылет Clemson в первом же раунде «Безумия» фактически не оставил Виктору шансов показать себя с лучших сторон на главном этапе сезоне. Лахин поехал на PIT — и не прогадал.

 

 

Во-первых, Виктор стал самым высоким игроком кэмпа: ему намерили 212 см (при официальном росте 210 см).

 

Во-вторых, Виктор провел всего две игры, которые завершились поражениями для его команды — но был исключительно хорош. 

 

В первом матче статистика Лахина составила 18 очков (8/9 с игры, 2/3 трехочковых), 6 подборов, 2 блокшота, 2 перехвата, 1 передача при всего 1 потере за 24 минуты. Скаут Ник Калиновски писал по ходу игры:

 

Лахин — лучший «большой» в этом матче, никого нет и близко. Он «владеет» Умаром Балло и Грэйтом Особором на обоих концах площадки. Более атлетичный игрок (Дэвид Н'Гессан) неустанно пробует отобрать у него мяч, но Лахин буднично выходит на бросковую позицию и забивает «средний».

 

Другой скаут Эндрю Канавос также остался доволен увиденным:

 

Попросту лучший «большой» в первый игровой день. Показал большую универсальность — забил трехочковые, промахнулся лишь раз и очень хорошо двигался для своего роста. Отличное выступление.

 

Вторая игра закончилась для Виктора дабл-даблом: за 29 минут Лахин набрал 15 очков (7/12 с игры, 1/2 трехочковых), 12 подборов, 5 передач, 2 перехвата, 1 блокшот при 4 потерях. 
 

 

Несмотря на два поражения, неучастие в третьем матче и непопадание в символическую сборную турнира, именно Лахин открыл, пожалуй, самый развернутый скаутский отчет после турнира, вышедший на No Ceilings. Журналист Максвелл Баумбах включил его в топовую категорию участников PIT — «игроков, заслуживающих рассмотрения на драфте». Приведем его отчет целиком:

 

Виктор Лахин выглядел на голову выше всех в Портсмуте. Его защитные навыки были полностью продемонстрированы. Он отлично перекрывал линии передач и отражал проходы в «краску». Его способность отслеживать мяч вблизи корзины была на звездном уровне, поскольку он умудрялся копить блокшоты, при этом демонстрируя необходимый уровень дисциплины. Тайминг и инстинкты Лахина позволяли ему постоянно находиться в правильной позиции, что затрудняло соперникам возможность хоть что-нибудь забросить. Его серийная прыгучесть выглядела хорошо. Когда ему приходилось защищаться на периметре, ему было комфортно, он хорошо «скользил». В плане защиты он дал скаутам все, о чем они могли просить.

 

Он также был великолепен в нападении. Лахин был готов бросать трехочковые с получения, как только оставался открытым. Он также блистал «наверху», раздавая впечатляющие передачи с трехочковой линии через нескольких оппонентов. Лахин был также результативен и «внизу», забивая как «крюками», так и данками. Но лучшее в нем то, как он «поженил» все эти навыки разом. Он обыгрывал «больших» соперника на дриблинге и на ходу прочитывал ситуации для передачи. Словом, он не просто угроза на периметре и в «краске» — но и между ними.

 

Что делает меня таким уверенным в Лахине, так это то, что его сильное выступление в Портсмуте напоминает его производительность в «Клемсоне». Его работа в защите на этой неделе идет рука об руку с его 2,7% перехвата и 7,3% блокшота на атаку соперника в этом сезоне. Его бросковые цифры тоже не были случайностью — в «Клемсоне» он попадал 37,5% своих трехочковых при хорошем объеме бросков. Он был отличным пасующим в течение последних двух лет, что чрезвычайно обнадеживает, если учесть, что он почти не пасовал в течение своих первых двух студенческих сезонов. Подводя итог, у нас есть парень, который комфортно себя чувствует, играя five-out на обоих концах площадки [система нападения, при которой «большие» занимают начальные позиции за пределами трехочковой линии и растягивают защиту]. Лахин — мой любимый тип ставки на старшекурсника, так как он проверенный продуктивный игрок, который продолжает совершенствоваться и может похвастать набором навыков, полезных в современной НБА. Я думаю, что на сегодня он заслуживает место в Топ-60 драфта.

 

 

Отчет не самого именитого драфт-аналитика Баумбаха вышел 21 апреля и мог бы остаться не замеченным — однако уже через три дня Лахин угодил и в биг-борд главной звезды в этом деле Гивони. 

 

До драфта остается чуть меньше двух месяцев, впереди ключевой кэмп в Чикаго и закрытые воркауты. Понять, чей подход к PIT был оправданнее, как и то, каковы реальные шансы на выбор на драфте у Влада и Виктора, пока невозможно. Однако, кажется, теперь можно не сомневаться — в преддрафтовой гонке по-прежнему остаются все трое главных россиян этого сезона NCAA.